УВЕРТЮРА

УВЕРТЮРА
(франц. ouverture, итал. overtura, англ. overture), пьеса вступительная, открывающая собою какое либо крупное произведение, особенно оперу (См.). В первых музык. драмах не было у-ы, они начинались прямо с речитативного пролога. Опера Монтеверде "Orfeo" начиналась с токкаты; эта коротенькая токката, вся построенная на C-dur'ной гармонии и при всей своей суховатости не лишенная блеска, исполнялась три раза подряд. Постепенно композиторы стали помещать в начале оперы короткую сонату (canzon da sonar) или простую симфонию (в стиле паваны). Эти оперные вступления долго не имели никакого самостоятельного значения с точки зрения развития инструментальной музыки; форма их также не была прочно выработана. Здесь применялись всевозможные группировки частей, свойственные старинной сонате. Лишь к концу 17-го века стали выкристаллизовываться две обычные формы у-ы, представлявшие собою нечто вроде сонаты, ограниченной тремя частями. Люлли помещал перед фугированным Allegro патетическое вступление, которое повторялось в конце у-ы (большей частью в сокращенном виде или общих чертах). Алессандро Страделла, напротив, начинал у-у (которая в Италии называлась sinfonia) вступительным Allegro (в фугированном стиле), вставлял затем медленную часть и в конце давал у-е ее первоначальный характер (Allegro). Популярность, которую приобрел парижской оркестр при Люлли благодаря своей строгой дисциплине, распространилась и на у-у последнего (ouverture à la Française), особенно в Германии (Г. Муффат, Иог. Фишер, Эрлебах, И. И. Фукс, Телеман, Фёрстер и пр.); здесь этот тип у-ы стали помещать во главе оркестровой сюиты (партиты) и он господствовал приблизительно до 1760 в концертах. Лишь около этого времени взяла перевес разработанная тем временем композиторами неаполитанской школы итальянская sinfonia, которую все чаще и чаще начали писать специально для концертных целей (См. Симфония), а французская у. стала выходить из употребления вместе с танцевальной сюитой. – Срв. liemann "Die französische Ouv. in der Hälfte des 18. Jahrh." ("Musik. Wochenblatt" 1898). Современные у-ы распадаются главным образом на три строго различных вида: 1) У. в сонатной форме, в которой имеются две (или даже три) различные по характеру темы; темы эти одна за другой появляются вслед за коротким вступлением патетического характера и после более или менее пространной разработки повторяются снова (следовательно для полной аналогии с сонатной формой недостает только репризы перед разработкой). Эта форма выдерживается более или менее строго в так назыв. концертных у-х, а также и во многих оперных у-х. – 2) У.-попурри, в которой, без особой формы, кроме рассчитанного на эффект возрастания и контрастирующего расположения тем, нанизываются лучшие номера оперы (Россини и мн. др.). – 3) У., имеющая по мотивам связь с оперой, но разработанная самостоятельно и закругленная сообразно законам музык. творчества (симфонический пролог), причем композитор либо излагает в сжатой форме основную мысль оперы, намечая противоположные элементы и примиряя их или же оставляя не примиренными, либо подготовляет начало произведения, его первые сцены. К этому виду новейших у-р принадлежит у-ы Вагнера и его последователей, а также некоторые увертюры Шумана, Вебера, даже Моцарта и Бетховена.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "УВЕРТЮРА" в других словарях:

  • увертюра — ы, ж. ouverture f., > нем. Ouvertüre. 1. един., воен. Незанятое противником пространство; промежуток, проход. Кавалерия правого крыла имеет быть постирована от Флемгудена к Швартенбергу и Кронсгагену, дабы она у Кварнбека через увертуру… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • УВЕРТЮРА — (фр. ouverture, от ouvrir открывать). Симфония, служащая началом или как бы введением в оперу или балет. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. УВЕРТЮРА вступительная часть какого нибудь музыкального… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • увертюра — См …   Словарь синонимов

  • УВЕРТЮРА — УВЕРТЮРА, увертюры, жен. (франц. ouverture, букв. открытие) (муз.). 1. Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету. 2. Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная увертюра. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • увертюра — УВЕРТЮРА, ы, ж. Сверхурочная работа. Крутить увертюру работать сверхурочно. Возм. от общеупотр. «увертюра» оркестровое вступление к опере, балету и т. п., одночастное музыкальное произведение; Возм. также окказиональное наложение англ. overtime… …   Словарь русского арго

  • УВЕРТЮРА — (французское ouverture, от латинского apertura открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету (смотри Интродукция), оперетте, драматическому спектаклю, оратории. В 19 20 вв. также оркестровая пьеса, близкая симфонической поэме …   Современная энциклопедия

  • УВЕРТЮРА — (франц. ouverture от лат. apertura открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. п. (часто в сонатной форме), а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера …   Большой Энциклопедический словарь

  • Увертюра — (иноск.) начало (намекъ на увертюру введеніе, начало оперы). Ср. Ну, вотъ, и разскажите всю эту увертюру (вашей жизни): какого вы роду и племени и что вы занапрасно терпѣли. Лѣсковъ. Полунощники. 3. Ср. Въ увертюрѣ замѣтно притязаніе живописать… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • УВЕРТЮРА — УВЕРТЮРА, ы, жен. 1. Оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю, фильму. Оперная у. 2. Одночастное музыкальное произведение (обычно относящееся к программной музыке). | прил. увертюрный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И …   Толковый словарь Ожегова

  • УВЕРТЮРА — жен., франц. музыка для оркестра, перед начало, открытием зрелища. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • УВЕРТЮРА — «УВЕРТЮРА», Украина, АЭРОСИСТЕМЫ/АВГУСТ, 1994, цв., 45 мин. Фильм балет. Балетная феерия на темы зарождения стихий в начале времен. В ролях: Софья Штейнбак, Юлия Штейнбак, Яна Штейнбак, Зиновий Гердт (см. ГЕРДТ Зиновий Ефимович), Махмуд Эсамбаев… …   Энциклопедия кино


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»